В.И. Алексеева

Русские философы-космисты А.В. Сухово-Кобылин, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский, Д.Л. Андреев размышляли о свойствах человека будущего, способного трансформировать себя самого, наладить гармоничные взаимоотношения с природой, построить основы совершенного общества. Главный постулат в их учении о человеке – сознание формирует бытие; сознание первично и оказывает влияние на все стороны материальной жизни. Обозначим некоторые из важнейших свойств нового человека, будущего жителя Вселенной.

Развитие творческого начала. Все без исключения космисты отдавали должное необходимости развития творческого начала в человеке. Без творчества, понимаемого в самом широком смысле, невозможно никакое обновление и преобразование. Для того, чтобы приступить к обновлению и преобразованиям, нужны два условия. Первое – осознание несовершенства сегодняшней стадии развития, и космисты остро критиковали уровень бытия, достигнутый человеком (Сухово-Кобылин, Федоров, Циолковский, Андреев). Второе – наличие творческого начала. Первое условие отрицает наличное бытие, второе создает предпосылки для создания нового бытия.

Сухово-Кобылин видел творческую двуединую задачу человека в работе над собой и в работе над природой. Сам человек должен достичь высшего уровня развития, перейти с чувственного и рассудочного взгляда на мир к пониманию единства всего – единства материи и духа, Бога и мира, всех тварных существ, единства мировой истории. Космическая миссия также представляет собой творческую задачу. Это одухотворение бездушной природы, приведение ее в божественное лоно.

Федоров направил творческое начало человека на решение ряда задач. Это восстановление связи человечества с косной частью природы с тем, чтобы она смогла завершить строительство своих макросистем так, как это было изначально задумано Творцом. Это преобразование системообразующих общественных связей: замещение формальных социальных институтов с их узкопрофессиональной ориентацией на деятельность творческих коллективов универсального типа. Это развитие любви к прошлым поколениям как к отцам, поиски методов восстановления всех ушедших поколений и решение задачи их расселения в космическом пространстве.

Андреев сделал упор на мир идей и психическую энергию человеческих коллективов. Лучшие идеи, рожденные гениями в нашем мире, материализуются в иноматериальных мирах. Циолковский уделил много внимания развитию интеллекта человека и его научно-технического творчества. Были поставлены такие задачи, как прокладка туннелей и рейсовых дорог в масштабах планеты, усовершенствование дирижаблестроения и авиации, создание ракетно-космической отрасли, массовое производство наземно-космического транспорта, создание солнечной энергетики, строительство эфирных поселений вблизи Земли и в пределах Солнечной системы, использование материалов планет в качестве сырьевой базы космической промышленности. Решение этих задач способствует развитию научно-технического творчества, а рутинную работу по замыслам ученого будут выполнять машины.

Свойство коллективности, развитие индивидуальности и чувство свободы. Космистами сделан акцент на коллективность, на совместное бытование и действие огромных коллективов людей. Это положение имплицитно содержится в самих идеях богочеловечества Соловьева, ангельского человечества Сухово-Кобылина, волнового человечества Холодного, неохристианского социума Федорова, ноосферы Вернадского, космических коммун Циолковского. Много внимания уделено трансцендированию человека за пределы эгоистического Я к Богу и к другому человеку. Совместное делание, сотворчество, сорадование – все это качества нового человека.

Наличие творческой составляющей в постановке и решении всех задач, о чем говорилось ранее, спасает положение. Творчество индивидуально, и общечеловеческая задача будет решена по-разному в каждом городе, селе, уезде, на экваторе и на полюсе, на Земле и в поясе астероидов. Обратимся к авторитету Шардена, который утверждал, что центрация, стяжение человеческих душ к единому центру, одновременно является индивидуализацией, развитием и обогащением личности.

Это двуединый процесс, содержание которого во всех деталях раскроет лишь опыт будущего. Пока важно признать этот тезис, в разной терминологии выраженный Шарденом и Циолковским, Соловьевым и Булгаковым, Холодным и Андреевым. Важно в теоретических построениях и в практических действиях соблюсти тонкую грань между коллективизмом и индивидуализмом; между общей задачей и ее индивидуальным решением; между индивидуальной свободой воли и выгодой коллективного общежития; между подчинением закону и преобразованием (смягчением, просветлением) законов.

Космизм задает такие степени свободы, которые позволяют человеку удовлетворять все свои позитивные потребности. Именно позитивные, поскольку негативные ограничиваются обществом, пусть и более мягко, чем в настоящее время. Внутреннее преобразование, подкрепленное новыми социальными возможностями, порождает качество совершенства. Человек совершенный имеет иные потребности, нежели невежественный, агрессивный, чувственный человек-зверь. Скажем, в системе Циолковского совершенный человек обладает такими характеристиками: вместо страха смерти – уверенность в бессмертии; вместо невежества – знание истинных взаимоотношений человека со Вселенной; вместо страстей – добродетель; вместо конкуренции во всех ее видах – доброжелательность и сострадание.

К.Э. Циолковский о нравственном начале человека. В каких именно качествах человека реализуется его нравственное начало? Это милосердие и сострадание; миролюбие и отвращение к насилию; бесстрашие и оптимизм. Разворачивая перед нами картины общества будущего, ученый достаточно подробно проиллюстрировал взаимоотношения людей в типичных ситуациях. Там, где в нашем обществе царствует закон, то есть формальное отношение к провинившемуся и преступнику, в обществе будущего окружающие проявляют к таким людям милосердие и сострадание, поскольку не видят за преступниками личной вины. Преступники получили свои негативные свойства от родителей и не способны самостоятельно работать над собой. Их судят и помещают в тюрьмы исключительно ради изоляции опасных для общества элементов. А поскольку в эмоциональном отношении общества к преступникам преобладает сострадание – ведь эти несовершенные люди страдают, хотя и не осознают собственного страдания – то в местах изоляции им созданы отличные условия жизни, как для тяжелобольных людей.

В статье «Свойства человека» ученый писал: «Необходимые для современных людей качества таковы. Способность к производительному труду (например: земледелие, ремесло, общественная должность, наука, изобретательность и т.д.). Уменье часть плодов этого труда или избыток отдавать в пользу невинно слабых, несчастных и лучших особей. Уменье удерживать необходимое для воспитания своего потомства. Надо внушать те же свойства и детям, если они не ярко выражены в их природе. Сущность всего этого состоит в соединении альтруизма с умеренным семейным эгоизмом, обусловленным строем современной жизни. Надо заметить, что это одни пожелания, которые большинство выполнить сейчас не могут. Когда общество нравственно вырастет до высшего идеала, тогда, конечно, и семейный эгоизм упраздняется, как излишний балласт» [7, с.150].

На смену стяжанию и расточительности придет бескорыстие – редкий цветок человеческой души. Он возникает исключительно на общественной ниве, воспитывается в детях культурного общества. Бескорыстный человек не запасает и не копит, но отдает все, что имеет. Это утверждение весьма напоминает заповедь Христа. В современной действительности такое невозможно и нерационально. Однако в будущем люди начнут культивировать это драгоценное свойство, особенно дорожить им и выражать в ответ на доброе действие благодарность и признательность.

В обществе будущего не будет войн, да и сам переход к новому типу социального устройства будет происходить постепенно путем просвещения масс и проведения многочисленных опытов создания коммун. Снова и снова Циолковский утверждает, что фактором внешних условий существования общества являются внутренние свойства отдельных людей и человеческих масс. Жизнь без войны, мирное сосуществование, мирное разрешение конфликтов возможно только там, где в людях нет внутренней агрессии, нет комплекса врага, нет желания изобретать и производить оружие, нет способности к агрессии. Если внимание людей направлено на поиск мирного выхода из любой ситуации; если интеллект ищет альтернативное решение; если стоит внутреннее нравственное табу на насилие – война в любой форме станет невозможна.

Разумеется, в настоящее время задача заключается не в том, чтобы подойти к решению вопроса с практической стороны – этого не позволит ни мировая военная промышленность, ни устоявшаяся внешнеполитическая практика, ни менталитет государственности. Однако необходимо научиться понимать, что корень зла находится не во внешних обстоятельствах, которые вовлекают людей в военный водоворот. Корень зла находится в нас самих и представляет собой совокупность тех внутренних свойств человека, в результате которых он принимает решение о применении насилия.

Страсть к насилию порождает неправильную оценку внешней ситуации, неправильные интеллектуальные решения, неправильные действия. Демон насилия руководит человеком изнутри и направляет его в то время, когда человек убежден, что действует сам.

Совершенный человек Циолковского наделен бесстрашием и оптимизмом. Эти качества вырабатываются благодаря знанию о своем долголетии и практическом бессмертии. Человеку будущего нечего опасаться и не о чем беспокоиться. Жизнь проходит в творческом труде, в дружелюбном окружении, в условиях полного материального достатка. Долгая жизнь никогда не наскучит даже при коротком рабочем дне и все увеличивающемся досуге – частая смена профессиональных обязанностей, переселение в новые уголки земли или путешествие по Солнечной системе сделают ее полной и полезной. Человек как бы рождается в раю, в котором есть место трудовому подвигу, радости жизни на земле и в невесомости; в котором жизнь утратила тяжелый нетворческий труд, но обрела вечно обновляемую перспективу творчества.

Библиография

1. Андреев Д.Л. Роза мира. – М.: Руссико, 1991. – 286 с.
2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. – 412 с.
3. Федоров Н.Ф. Философия общего дела: В 2 т. Т.1. – М.: ООО АСТ, 2003. – 693 с.
4. Флоренский П.А. Органопроекция //Русский космизм. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – С.149-162.
5. Сухово-Кобылин А.В. Учение Всемир: Инженерно-философские озарения. – М.: СЕТ, 1995. – 124 с.
6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 352 с.
7. Циолковский К.Э. Космическая философия. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 478 с.

Научная библиотека

О Циолковском написано много: книги, научные и научно-популярные статьи, эссе, воспоминания, предисловия и послесловия к изданиям трудов. Большой вклад в сохранение документального наследия, изучение жизни и научной деятельности, сбор воспоминаний о Циолковском внёс коллектив музея.

Грани жизни и деятельности

Аптекарь, спонсор Циолковского

Богатство научно-технической мысли К.Э. Циолковского

Из истории научного наследия К.Э. Циолковского

История завещания Циолковского

К изучению темы «К.Э. Циолковский и книги»

К истории издания и распространения статьи К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903 г.)

К.Э. Циолковский глазами кинематографистов. Из истории создания художественных фильмов о К.Э. Циолковском

К. Э. Циолковский и калужане

К.Э. Циолковский и эпоха 1860-х – 1870-х годов

К.Э. Циолковский и Я.И. Перельман

Как работал К. Э. Циолковский над проблемой создания дирижабля

Научные контакты К.Э. Циолковского в последние годы его жизни

Научные связи К. Э. Циолковского в Петербурге (Ленинграде)

Научные связи К.Э. Циолковского с зарубежными учеными

О научных связях К.Э. Циолковского и В.В. Рюмина

О научных связях К. Э. Циолковского с общественными и государственными организациями

О признании научного приоритета К.Э. Циолковского

Собрание материалов по истории «Первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов и механизмов» в фондах Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского

Циолковский и Горький

«Я был страстным учителем»

«Я такой великий человек, которого еще не было, да и не будет…»

Семья, дом, быт
К.Э. Циолковский как мыслитель
К.Э. Циолковский и русский космизм