Работы Циолковского


Это старая версия сайта, скоро она перестанет работать.

Информация на ней может быть не актуальной.

Пожалуйста, перейдите на новый сайт музея.

Работы Циолковского по авиации

Работы К.Э. Циолковского по авиации занимают значительное место в научном творчестве ученого.

Первый в мире самолет, на котором была установлена паровая машина, был построен в России Александром Федоровичем Можайским в 1881 году. Затем к созданию самолетов приступил целый ряд энтузиастов в России, Франции, США, Англии и других странах. Уже в первые десятилетия XX века были созданы самолеты, способные летать благодаря мощности собственного мотора и выполнять полет в течение минут, а затем и часов.

Циолковский внимательно следил за достижениями авиаконструкторов и летчиков.

Совершенствование двигателей внутреннего сгорания сделало возможным создание легкого и достаточно мощного авиационного двигателя. Первыми поставили на самолет двигатель внутреннего сгорания американские механики братья Райт. Первый полет был совершен ими в 1903 году.

В 1894 году Циолковский опубликовал свой труд "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина". Знаменательно не только то, что Циолковский предложил схему моноплана со свободнонесущими крыльями, близкую современной, но и то, что он подробно ее исследовал, проанализировал как с точки зрения прочности конструкции, так и с точки зрения аэродинамики.

В изданной в 1929 году работе "Новый аэроплан" Циолковский дал описание конструкции самолета, состоящей из нескольких веретенообразных полых тел, образующих крыло. В этой, как и в последующих работах по авиации, Циолковский обосновал неизбежность замены поршневых двигателей с воздушным винтом реактивными двигателями. В работе "Реактивный аэроплан" (1930) он дал критическое сравнение самолетов поршневых с реактивными самолетами и доказал возможность создания реактивного самолета с неизмеримо большими скоростями.

Схема и расчет стратосферного самолета с двигателем, который мы сейчас относим к воздушно-реактивным, даны ученым в работе "Стратоплан полуреактивный" (1932). "За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных или аэропланов стратосферы", - писал Циолковский.

Проблеме создания двигателя и высококалорийного горючего для реактивного самолета посвящен целый ряд работ Циолковского: "Реактивный двигатель" (1929), "Как увеличить энергию взрывных тепловых двигателей" (1931) и "Сжиматель газа" (1931).

Профессор В.А. Семенов, исследователь трудов Циолковского в области авиации, писал: "В своих трудах К.Э. Циолковский на основе развитой научной интуиции и чисто теоретических соображений предвидел конкретные формы на обозримом пути развития авиации".


Работы Циолковского по аэродинамике

К.Э. Циолковский начал заниматься вопросами аэродинамики с середины 80-х годов XIX века, когда методы экспериментального исследования были несовершенны.

Работы Циолковского по теоретической и экспериментальной аэродинамике были, несомненно, обусловлены необходимостью дать более точное понимание подъемной силы и лобового сопротивления и, следовательно, более строго обосновать аэродинамические расчеты дирижабля и аэроплана.

После многочисленных экспериментов в естественных условиях Циолковский пришел к идее испытания моделей в искусственном потоке воздуха. С этой же целью в 1897 году Циолковский построил первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью ("воздуходувку", по терминологии ученого). "Воздуходувка" Циолковского отличалась равномерным потоком воздуха, что достигалось впервые примененной, ориентируемой по воздушному потоку решеткой и чувствительным прибором для измерения сил сопротивления.

Цикл экспериментов, проведенных ученым в аэродинамической трубе, дал огромный исследовательский материал, обработка которого позволила выявить важнейшие закономерности в аэродинамике дозвуковых скоростей. Результаты исследования Циолковский опубликовал в 1898 году в статье "Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток", которая явилась первой публикацией по вопросам аэродинамики.

Предвидение ученого о значении аэродинамических труб, его программа работ по экспериментальной аэродинамике получили полное подтверждение в дальнейшем развитии авиации и воздухоплавания.

Еще в конце XIX века Циолковский писал: "Я мечтаю о построении обсерватории по сопротивлению воздуха...В ней было бы удобно хранить модели и производить опыты неопределенное число лет, потому что дело это великое, чрезвычайно великое, как океан". (Центральный аэрогидродинамический институт - ЦАГИ - был создан в 1918 году, в настоящее время является одним из крупнейших в мире центров аэрогидродинамических исследований.)

Исследователь творчества Циолковского А.А. Космодемьянский писал: "С горечью приходится отмечать, что большинство результатов по экспериментальной аэродинамике не было опубликовано в дореволюционной России, поэтому многие его выводы о законах сопротивления воздуха были повторены в XX веке другими исследователями".


Работы Циолковского по воздухоплаванию

К.Э. Циолковский проблеме воздухоплавания посвятил более 50 трудов.

"Мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Иногда она меня утомляла, и тогда я по месяцам занимался другим, но в конце концов я возвращался к ней опять", - писал ученый в своей работе "Простое учение о воздушном корабле и его построении". К систематическим исследованиям в области воздухоплавания Циолковский приступил в 1885 году. Уже через год он закончил первый большой научно-теоретический труд "Теория аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлиненную форму" и в 1887 году в Москве на заседании физического отделения Общества любителей естествознания сделал доклад о результатах своих исследований.

Циолковский сразу же поставил перед собой труднейшую задачу - создать такой дирижабль, который был бы наиболее совершенным, безопасным для пассажиров, прочным, простым в эксплуатации, наиболее выгодным экономически. Он пришел к выводу о необходимости строить корабль целиком из металла. Этой идее цельнометаллического дирижабля ученый оставался верен всю жизнь.

Свои технические идеи Константин Эдуардович Циолковский всегда подтверждал математическим анализом и опытным моделированием.

Ученый вводил простейшую систему изменения объема несущего газа как для выдерживания заданной высоты полета при различных температурах, так и для совершения маневров. При этом дирижабль Циолковского не нуждался в балласте. Система блоков и тросов внутри оболочки обеспечивала изменения ее объема в зависимости от высоты полета дирижабля, его горизонтальную устойчивость.

В 1890 году Константин Эдуардович послал свою статью "О возможности построения металлического аэростата" вместе с бумажной моделью в Русское физико-химическое общество Д.И. Менделееву, который переслал ее со своим отзывом в VII (воздухоплавательный) отдел Русского технического общества. Работа ученого была рассмотрена и одобрена, но никакой практической поддержки ему оказано не было. Несмотря на это, Циолковский продолжал упорно работать. Он публиковал свои работы, строил модели, проводил эксперименты. В 1914 году Циолковский выезжал в Петербург на III съезд воздухоплавания, где был заслушан его доклад о цельнометаллическом дирижабле.

Проект воздушного корабля Циолковский дал еще в 1892 году в работе "Аэростат металлический, управляемый". В работах "Возможен ли металлический аэростат?", "Простое учение о воздушном корабле и его построении", "Аэростат и аэроплан" и многих других Циолковский приводил теоретические обоснования деталей конструкций дирижабля, разъяснял свои технические замыслы.

Циолковский фактически выдвинул программу поэтапного дирижаблестроения - от эксперимента, моделирования, научно-теоретических обобщений до поисков совершенно новых решений и их осуществления в рабочих чертежах, при обязательном соблюдении ранее выдвинутых им положений, гарантирующих полную безопасность пассажиров и экипажа. Все это составляет научную и практическую ценность теоретических работ Циолковского по дирижаблям.

Циолковский пытался заинтересовать идеями управляемого аэростата зарубежных ученых. В 1893 году он послал свои труды по воздухоплаванию вместе с моделью дирижабля во Французскую Академию наук. Желая защитить приоритет России в воздухоплавании, Циолковский запатентовал свои изобретения в девяти зарубежных странах.

Однако К.Э. Циолковскому не удалось осуществить мечты о создании дирижабля. Попытка построить дирижабль Циолковского в 1931 году на комбинате "Дирижаблестрой" не увенчалась успехом, главным образом из-за низкого по тому времени технологического уровня. Но постройка и испытание модели дирижабля объемом 1000 кубических метров убедили инженеров в справедливости основных теоретических положений ученого о преимуществах его цельнометаллического дирижабля.

В наше время жизнь выдвигает новые задачи перед воздушным транспортом. Этим и объясняется все возрастающий интерес, который проявляют к воздухоплавательному транспорту специалисты разных стран.


Работы Циолковского по космонавтике

Основное место в научном творчестве К.Э. Циолковского занимают вопросы ракетодинамики и космонавтики.

Наиболее ранние записи Циолковского по вопросам межпланетных сообщений относятся к 1878-1879 годам, когда он начал составлять "астрономические чертежи", тогда же им был сконструирован прибор для изучения действия на живой организм ускорения силы тяжести.

Первой научной работой, в которой ученый высказал мысль о возможности использования принципа реактивного движения для перемещения в мировом пространстве, была монография "Свободное пространство" (1883).

В 1903 году в журнале "Научное обозрение" № 5 Циолковский опубликовал работу "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой впервые была научно обоснована возможность осуществления космических полетов при помощи жидкостных ракет и даны основные расчетные формулы их полета. Константин Эдуардович Циолковский был первым в истории науки, кто строго сформулировал и исследовал прямолинейное движение ракет как тел переменной массы.

В архиве Российской Академии наук сохранился листок, датированный 10 мая 1897 года, на котором была дана формула, устанавливающая зависимость между скоростью ракеты в любой момент времени, скоростью истечения газа из сопла двигателя, массой ракеты и массой израсходованных взрывчатых веществ:

Vmax = V * Ln ( Мо / Мk ) = V * Ln ( 1+Мт / Мk ),

где: Vmax - скорость ракеты; V - эффективная скорость истечения продуктов сгорания из сопла ракетного двигателя; Мо - начальная (стартовая) масса ракеты; Mk - масса ракеты без топлива (в конце работы ракетного двигателя на активном участке траектории полёта ракеты); Мт - масса выгоревшего топлива.

Открытие Циолковского указало основные пути совершенствования ракет: повышение скорости истечения газа и увеличения относительного запаса горючего.

Вторая часть труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами" была опубликована в 1911-1912 годах в журнале "Вестник воздухоплавания". В 1914 году вышло дополнение к первой и второй части труда того же названия отдельной брошюрой в издании автора.

В 1926 году работа "Исследование мировых пространств реактивными приборами" была переиздана с некоторыми дополнениями и изменениями.

Особенностью творческого метода ученого было единство научно-теоретического исследования и анализ и разработка возможных путей их практического осуществления. Циолковский научно обосновал проблемы, связанные с ракетным космическим полетом. Детально рассмотрел все, что касается ракеты (одно- и многоступенчатой): законы движения ракеты, принцип ее конструкции, вопросы энергетики, управления, проведение испытаний, обеспечения надежности систем, создание приемлемых условий обитаемости и даже подбор психологически совместимого экипажа. Циолковский не ограничился тем, что указал на средство проникновения человека в космос — ракету, но и дал подробное описание двигателя. Пророческими оказались идеи Циолковского о выборе жидкого двухкомпонентного топлива, о регенеративном охлаждении камеры сгорания и сопла двигателя компонентами топлива, керамической изоляции элементов конструкции, раздельном хранении и насосной подаче компонентов топлива в камеру сгорания, об управлении вектором тяги путем поворота выходной части сопла и газовыми рулями.

Думал Константин Эдуардович и о возможности использования других видов топлива, в частности, энергии распада атомов. Мысль об этом он высказал в 1911 году. В том же году Циолковский выдвинул идею создания электрореактивных двигателей, указав, что "может быть с помощью электричества можно будет со временем придавать громадную скорость выбрасываемым из реактивного прибора частицам".

Ученый рассмотрел многие конкретные вопросы, касающиеся устройства космического корабля.

В 1926 году Циолковский для достижения первой космической скорости предложил применить двухступенчатую ракету, а в 1929 году в работе "Космические ракетные поезда" дал стройную математическую теорию многоступенчатой ракеты, в 1934-1935 гг. в рукописи "Основы построения газовых машин, моторов и летательных аппаратов" предложил еще один способ достижения космических скоростей, получивший название "эскадры ракет".

Особенно большое значение придавал ученый проблеме создания межпланетных станций. В решении этой задачи он видел возможность осуществления давней мечты о завоевании человеком околосолнечного пространства, создания в будущем "эфирных поселений". Циолковский наметил грандиозный план завоевания мировых пространств, который в настоящее время успешно осуществляется.

Перу Циолковского принадлежит много научно-фантастических произведений: "Вне Земли", "На Луне", "Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения" и другие, которые являются прекрасным образцом научно-фантастической литературы. В них глубоко научно излагаются основные положения науки о звездоплавании, принципиальные основы устройства средств ракетной техники, подчеркивается значение для людей освоения просторов Вселенной. В повести "Вне Земли" красной нитью проходит идея интернационализма в космических исследованиях.

Работы К.Э. Циолковского по ракетодинамике и теории межпланетных сообщений были первыми строго научными изысканиями в мировой научно-технической литературе. "Время иногда неумолимо стирает облики прошлого, но идеи и труды Константина Эдуардовича будут все более и более привлекать к себе внимание по мере дальнейшего развития ракетной техники", - такую оценку Циолковскому-ученому дал С.П. Королев.


Философские сочинения Циолковского

Циолковским написано 181 произведение философского характера (эта цифра составляет 33% от общего числа работ "калужского мыслителя"). По жанру эти произведения могут быть классифицированы как книги, статьи и заметки (134), ответы на вопросы читателей и корреспондентов (25), отчеты о проделанной работе (2), обзоры, перечни написанных и опубликованных трудов (19), интервью (1). Кроме того в личном архиве Циолковского сохранилось 112 подготовительных материалов к философским произведениям - выписок, планов, заметок, набросков.

Философские тексты Циолковского существуют в виде рукописей и публикаций. Их крайние даты май 1887 г. - май 1935 г. Характерно, что подавляющее число философских произведений (172 из 181) и подготовительных материалов (110 из 112) относятся к последним двум десятилетиям жизни и творчества Циолковского.

Хотя цифра, характеризующая объем философских сочинений мыслителя, внушительна, они далеко не равнозначны с точки зрения подготовленности к вынесению их на суд читательской аудитории. Пожалуй, большинство из них остались не доведенными до такой степени "зрелости" текста, которая позволяет автору ввести свой труд в широкий культурный оборот. Сам Циолковский опубликовал только 35 (из 181) философских произведений. Изучение степени завершенности его философских текстов показывает, что эта цифра ненамного возросла бы, даже имей он самые благоприятные финансовые и идеологические условия для их издания.

Хотя познавательный и исследовательский интерес представляют, естественно, все философские тексты Циолковского, среди них выделяется несколько этапных произведений, наиболее полно и четко отразивших взгляды и убеждения ученого. К ним относятся:
- статьи "Научные основания религии" (1898), "Нирвана" (1924), "Бог милосерд" (1915), "Горе и гений" (1916), "Наука и вера" (1917);
- цикл "Мысли о лучшем общественном устройстве", включивший сочинения "Этика или естественные основы нравственности" (1903-1918-1928), "Идеальный строй жизни" (1917), "Приключения атома" (1917-1918), "Общественный строй" (1917-1918), "Свойства человека" (1917-1918), "Богатства Вселенной" (1919-1920);
- цикл "Евангельских преданий" (1918-1926);
- статьи и заметки "Монизм Вселенной" (1925, 1931), "Причина космоса" (1925), "Двигатели прогресса" (1927-1928), "Ум и страсти" (1928), "Любовь к самому себе или истинное себялюбие" (1928), "Воля Вселенной" (1928), "Неизвестные разумные силы" (1928), "Общественная организация человечества" (1928), "Научная этика" (1930), "Монистический материализм" (1931), "Есть ли бог" (1925, 1931-1932), "Ничего нет (Мысли безбожника)" (1932), "Космическая философия" (1935).

Философские сочинения Циолковского несут на себе отпечаток влияния на его мировоззрение многих и зачастую самых противоречивых систем. Не случайно, Циолковский неоднократно замечал: "Все, что я пишу, конечно, навеяно чтением книг и работами других авторов... Что это так, видно из того, что я готов отречься от приоритета всего, что сообщаю..."

Совокупность идей, гипотез, тезисов, составивших содержание его философских сочинений, Циолковский назвал "Космической философией". Ее центральным элементом стало смоделированное с помощью научных методов учение о смысле жизни и постижении его в процессе реализации нравственной практики. Иными словами, ядром "Космической философии", по утверждению самого Циолковского, является этика.


Формула Циолковского

Формула Циолковского - основное уравнение движения ракеты, определяющее её характеристическую скорость; опубликована Циолковским в 1903 году в работе "Исследование мировых пространств реактивными приборами". По формуле Циолковского определяется максимальная скорость, которую может получить одноступенчатая ракета в идеальном случае, когда её полёт происходит не только вне пределов атмосферы, но и вне пределов поля тяготения Земли. Циолковский считает начальную скорость ракеты равной нулю. Формула Циолковского часто записывается в виде:

Vmax = V * Ln ( Мо / Мk ) = V * Ln ( 1+Мт / Мk ),

где: Vmax - скорость ракеты; V - эффективная скорость истечения продуктов сгорания из сопла ракетного двигателя; Мо - начальная (стартовая) масса ракеты; Mk - масса ракеты без топлива (в конце работы ракетного двигателя на активном участке траектории полёта ракеты); Мт - масса выгоревшего топлива.

Формула Циолковского даёт только верхнюю границу скорости ракеты. Действительная конечная скорость всегда будет меньше вследствие неизбежных потерь (преодоление силы тяготения при подъёме ракеты, сил аэродинамического сопротивления и др.). Формула Циолковского распространяется также на составные ракеты, для отдельных ступеней которых характеристические скорости складываются:

Vmax = — Sum ( Vi * Ln ( mki ) ),

где: i - номер ступени; V - эффективная скорость истечения продуктов сгорания из сопла ракетного двигателя; mki = Мki / М0i - относительная конечная масса ступени (при вычислении суммарная масса последующих ступеней считается полезным грузом); зависит главным образом от конструктивного совершенства ракетного двигателя, ракеты, вида применяемого топлива и относительной массы полезного груза (для ступени составной ракеты - относительной массы последующих ступеней).

Фундаментальная формула Циолковского показывает, что скорость, приобретённая ракетой при прямолинейном движении и отсутствии внешних сил, прямо пропорциональна эффективной скорости истечения реактивной струи, т. е. основной характеристике ракетного двигателя - удельному импульсу тяги, а также логарифму относительной конечной массы. Таким образом, возможности ракеты в первую очередь определяются удельным импульсом её ракетного двигателя и массовым совершенством её конструкции. Формулой Циолковского можно пользоваться и в том случае, если силы сопротивления и силы тяжести малы по сравнению с реактивной силой.

Число Циолковского - отношение массы рабочего запаса топлива Мт к конечной массе Мk ракеты или её ступени. Число Циолковского однозначно связано с относительной конечной массой ракеты (ступени) mk = Мk / Мо соотношением:

Мт / Мk = — 1 + 1 / mk

Число Циолковского — один из основных параметров, входящих в формулу Циолковского; зависит главным образом от конструктивного совершенства ракеты, вида применяемого топлива и относительной массы полезного груза (для ступени составной ракеты - относительно начальной массы последующих ступеней).


Мировое признание Циолковского

Имя Циолковского как автора научных сочинений получило известность в узких научных кругах Санкт-Петербурга и Москвы в 80-90-е годы XIX века. В 1893 году в печати появился первый отзыв о его трудах. И все-таки в течение нескольких десятилетий он был для российской общественности прежде всего учителем, увлеченным поиском решений научных проблем.

Первым актом признания на государственном уровне научной деятельности Циолковского стало постановление Распорядительного заседания Малого Совета Народных Комиссаров от 9 ноября 1921 года о назначении ему пожизненной пенсии. В 1932 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени № 180 как "советский ученый и изобретатель в области цельнометаллического дирижаблестроения и реактивного движения".

Свидельством высочайшей оценки научных заслуг Циолковского явились его переписка с И.В. Сталиным и принятое 20 сентября 1935 года постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР об увековечивании памяти "знаменитого деятеля науки" и "выдающегося теоретика воздухоплавания".

Первые научные труды Циолковского были благожелательно приняты корифеями русской науки И.М. Сеченовым, А.Г. Столетовым и Н.Е. Жуковским. В своих частных отзывах они подчеркивали незаурядные способности молодого исследователя и его умение простыми методами решать сложные научные задачи.

Первыми, кто попытался в печати привлечь внимание общественности к научной деятельности К.Э. Циолковского, стали известный изобретатель в области телефонии П.М. Голубицкий, энтузиаст воздухоплавания П.П. Каннинг и инженер и публицист В.В. Рюмин. Их статьи, опубликованные в 1897, 1908 и 1912 годах, открыли перечень литературы о жизни и трудах калужского мыслителя. До октября 1917 года в этом перечне было всего несколько названий. В 1918-1935 гг. библиография Циолковского насчитывала более сотни заметок, статей и книг.

С апреля до осени 1927 года в Москве на Тверском бульваре была открыта "Первая Мировая выставка моделей межпланетных аппаратов и механизмов". Ее центром стал "Уголок Циолковского" - "Первого Почетного Капитана" и "Великого Зодчего Вселенной".

В 1931-1933 годах были изданы первые биографии К.Э. Циолковского, написанные Н.А. Рыниным, Я.И. Перельманом и Н.Н. Бобровым. Они были приурочены к празднованию в 1932 году 75-летия со дня рождения и 50-летия научной деятельности основоположника космонавтики.

Первые научные труды Циолковского были опубликованы в 1891 году. При жизни "мечтателя" увидели свет около 100 его сочинений, половина из которых была издана в виде маленьких брошюр на собственные средства автора.

Более 40 работ появились на страницах научных и научно-популярных периодических изданий. Большая заслуга в издании до октября 1917 года наиболее значимых работ Циолковского принадлежит М.М. Филиппову, Ю.Н. Герману и Б.Н. Воробьеву - главным редакторам журналов "Научное обозрение", "Воздухоплаватель" и "Вестник воздухоплавания".

В советское время роль добровольных посредников между Циолковским и издательствами и редакциями взяли на себя молодой исследователь в области космической биологии А.Л. Чижевский и инженер Г.И. Солодков, которые способствовали публикации около 20 его статей.

Первыми брошюрами Циолковского, выпущенными советскими государственными издательствами, стали "На Луне" (1929) и "Тяжесть исчезла" (1933).

В 1934 году впервые вышел в свет двухтомник избранных трудов Циолковского под редакцией инженеров Я.А. Рапопорта и Ф.А. Цандера. Хотя он включал уже опубликованные ранее статьи, он стал первым изданием сочинений ученого, подготовленным с соблюдением издательских норм и отличавшимся высоким полиграфическим уровнем.

В течение нескольких десятилетий, прошедших со дня смерти Циолковского, его библиография пополнилась сотнями наименований и сегодня насчитывает более 700 книг, статей и заметок, полностью или частично посвященных его жизни и деятельности. Из 546 научных произведений основоположника космонавтики издано более 300, среди них ВСЕ ОСНОВНЫЕ труды в области авиации и аэродинамики, воздухоплавания и ракетной техники, космонавтики и астрономии, биологии и физики.

За рубежом информация о работах Циолковского в области космонавтики начала распространяться в Германии с 1920 г., в США - с 1921 г., во Франции - со второй половины 20-х годов. В 1927 г. и 1930 г. Циолковский отправил в редакции некоторых французских периодических изданий брошюры "Исследование мировых пространств реактивными приборами" и "Звездоплавателям". С 1922 г. по 1934 г. Циолковским было послано в Германию более 80 экземпляров брошюр 34 названий. "...Берлинские инженеры заинтересовались моими расчетами и просили доставить им все, что касается этого предмета" - писал Циолковский. В 1929 году Циолковский отправил в редакции американских журналов брошюру "Ракета в космическое пространство".

В 1929-1930 гг. Циолковский состоял в переписке с Г. Обертом. "Я в восторге, имея таких продолжателей, как Вы" – писал Циолковский Г. Оберту.

Немецкие ракетчики и энтузиасты идеи космического полета писали в ответ: "Глубокоуважаемый господин Циолковский! Общество межпланетных сообщений со дня своего основания всегда считало Вас одним из своих духовных руководителей и никогда не упускало случая указать устно и в печати на Ваши высокие заслуги и на Ваш неоспоримый русский приоритет в научной разработке нашей великой идеи".

Первое в западной литературе упоминание о Циолковском как теоретике космонавтики появилось в издании "Bibliography of aeronautics", Washington, 1921.

С 1925 г. по 1933 г. информация о работах Циолковского появлялась на страницах немецких изданий около 40 раз.

В личной библиотеке Циолковского хранилось несколько десятков книг и журналов, присланных из Германии, со страниц которых ученый черпал информацию о работах своих немецких коллег.

В Ракетном центре германских сухопутных сил в Пенемюнде, в котором в 1936-1945 гг. под руководством генерала В. Дорнбергера создавалась ракета дальнего действия "А-4" ("ФАУ-2"), имя и работы Циолковского были хорошо известны. Свою "Памятную записку", написанную в апреле 1944 года с целью обратить внимание командования вермахта на необходимость ускорения работ по массовому производству ракет, Дорнбергер, начал с исторического обзора развития ракетной техники в разных странах, упомянув Циолковского первым среди исследователей.

Вернер фон Браун, руководитель работ по созданию ракеты А-4, а впоследствии американской ракеты-носителя "Сатурн-5", выводившей на околоземную орбиту космические корабли "Аполлон" с лунными экспедициями на борту, во всех своих книгах и статьях, которые содержали исторические обзоры развития космонавтики, подчеркивал основополагающий вклад Циолковского в разработку ее теоретических основ.

Так, он писал: "Результаты его пионерских трудов очевидны для всех, кто сегодня работает в области космонавтики. Он оставил нам математические расчеты, которые необходимы для понимания проблем, связанных со строительством многоступенчатых ракет. В его исследованиях в области ЖРД были обозначены исходные позиции, с которых начинается конструирование современной ракетной техники, например, двигателей для ракеты-носителя "Сатурн-5"... Это свидетельствует о том, что требования к конструкции ЖРД, сформулированные Циолковским много десятилетий назад, и сегодня не утратили своего значения. Его теории выдержали проверку временем".

Первая биография К.Э. Циолковского появилась в книге, присланной автором ученому: W.Brugel, Manner der Rakete, Leipzig, 1933.

В 1965 году в издании НАСА (США) вышли в переводе на английский язык "Собрание сочинений К.Э. Циолковского" (3 тома) и его "Труды по ракетной технике" (под ред.М.К. Тихонравова), 1947г.

В Германии были изданы труды Циолковского: "Исследование мировых пространств реактивными приборами" (1983), "Цели звездоплавания" (1990)

Большую известность получили также английские и немецкие издания биографий Циолковского, написанных А.А. Космодемьянским и Н.А. Рыниным. Библиография трудов Циолковского, книг и статей о нем на иностранных языках насчитывает более 100 наименований.

В Национальном музее авиации и космонавтики в г. Вашингтоне в 1973 году создан в экспозиции новый раздел, посвященный Циолковскому. В разделе представлен макет ракеты Циолковского, который был послан Государственным музеем истории космонавтики им. Циолковского в качестве обмена экспонатами. Дается портрет Циолковского и фрагменты из рукописей ученого.

Международный зал Космической Славы открыт в Аэрокосмическом музее в Сан-Диего, США. В нем представлены выдающиеся ученые, конструкторы, летчики, астронавты и космонавты разных стран, которые способствовали развитию аэронавтики, авиации и космонавтики. Должное место среди них занимает К.Э. Циолковский.