Сегодня, 17 сентября, мы отмечаем день рождения Константина Эдуардовича Циолковского. Только что закончились юбилейные 55-е Научные Чтения, посвященные его памяти, на которых учеными, космонавтами и специалистами в различных областях науки и техники сделано более 200 докладов. Готовится к открытию уникальная Вторая очередь Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского.

А теперь давайте вернемся в прошлое. 1932 год. Москва. В Колонном зале Дома Союзов проходит торжественное заседание, посвященное 75-летию Константина Эдуардовича Циолковского. В программе значилось:
1. Вступительное слово председателя Центрального Совета Союза ОСОАВИАХИМа СССР Р.П. Эйдемана.
2. Доклад К.Э. Циолковского: «Мой дирижабль и быстроходный аэроплан высот (суперавиация)».
3. Доклад профессора Н.А. Рынина: «Жизнь и работы К.Э. Циолковского по авиации и реактивному движению».
4. Доклад профессора А.Г. Воробьева «Работы К.Э. Циолковского в области воздушного судостроения (дирижаблестроения)».

Когда же председатель собрания сообщил о решении правительства наградить ученого за его научные достижения орденом Трудового Красного Знамени, весь зал встал, и овация продолжалась несколько минут.

Юбилей вдохновил ученого. Позднее он напишет: «…мне нравится распространение в массах точных и технических наук. Благодаря этому я имею возможность всюду говорить и меня поймут в самых глухих местах моей Родины. Признание заслуг человек, совершенно не замеченного при старом строе, также указывает на прогресс общественного сознания…».

Одним из присутствующих в тот день в Колонном зале был молодой инженер-ракетчик Сергей Королев. Сергей Павлович Королев преклонялся перед гением Циолковского. Всю жизнь считал его своим Учителем с большой буквы.

В 1957 году началась подготовка к празднованию 100-летие со дня рождения Циолковского. И, естественно, Главный конструктор ракетно-космических систем Королев не мог остаться в стороне от этой памятной даты. Он активно включился в работу юбилейной комиссии. Весной, по заданию Королева, группа специалистов приехала в Калугу «с целью осмотра Дома-музея К.Э. Циолковского и выяснения необходимой помощи ему». Предложения касались помощи музею, благоустройства могилы ученого в парке его имени, а также выбора места для закладки ему памятника. Против каждого пункта докладной записки на полях рукой Королева было помечено, каким организациям и что следует делать для его выполнения.

Подготовка к 100-летию со дня рождения Циолковского велась по двум направлениям: ремонт музея, которым руководил заместитель Королева по общим вопросам Лев Авдеевич Малышев, и создание новой экспозиции. К работе Королев подключил рабочих, художников, конструкторов. Новая экспозиция создавалась под руководством доктора наук, одного из заместителей Королева Бориса Андреевича Адамовича. Он вспоминал: «Это поручение Сергей Павлович дал мне, не освобождая от основной работы, которой хватало с избытком. Но взялся я за него с радостью. Мы создавали новые планшеты, художники их оформляли, а нашу работу, которая шла по ночам, принимал сам Сергей Павлович. Просматривал каждую фразу, каждый чертеж, и, где требовалось, вносил поправки. К началу сентября все было готово и на самолетах переправлено в Калугу. В Домике в течение 20 дней до 15 сентября работало около 25 человек. В ночь на 15 сентября мы вообще не спали – монтировали экспозицию в музее».

Утром 15 сентября в музее появился сам Королев. По-хозяйски все до мелочей осмотрел, всех поблагодарил и уехал. Через несколько часов он снова появился в музее в составе большой делегации Академии наук, затем участвовал в закладке памятника ученому в сквере Мира, посетил школу №9, где много лет преподавал Циолковский, выступал на торжественном заседании, посвященном 100-летию Циолковского.

Вернувшись в Москву, 17 сентября, в Колонном зале Дома Союзов Королев выступил с докладом, который назывался «О практическом значении научных и технических предложений К.Э. Циолковского для развития ракетной техники и запуска искусственных спутников Земли». Закончил он свое выступление пророческими словами: «Время иногда неумолимо стирает облики прошлого, но идеи и труд Константина Эдуардовича будут все более и более привлекать к себе внимание по мере дальнейшего развития ракетной техники. Константин Эдуардович Циолковский был человеком, живущим намного впереди своего времени, как и должно жить истинному и большому ученому».

В 1958 году по распоряжению Королева был разработан тематико-экспозиционный план Дома-музея, в котором предусматривалось пополнение фондов космическими экспонатами. В апреле с огромными трудностями (был разлив, и самолет не мог сесть) по Оке в музей был доставлен технологический образец первого искусственного спутника Земли. Затем музею были переданы модели второго и третьего спутников, копии вымпелов, заброшенных на Луну и другие уникальные экспонаты. Небольшой музей превращался в первый космический музей мира.

С началом пилотируемой космонавтики день рождения К.Э. Циолковского отмечают и космонавты, находящиеся на околоземной орбите. Они поздравляют калужан с этой праздничной датой. В 2057 году будет отмечаться 200-летие Циолковского. И, возможно, в тот день калужане получат поздравление от экипажей, находящихся на окололунной орбите. Ведь, не случайно Циолковский сказал: «Герои и смельчаки проложат первые воздушные тропы (трассы) Земля – орбита Луны, Земля – орбита Марса. И еще далее Москва-Луна, Калуга-Марс».

К.Э. Циолковский выступает в Колонном зале Дома Союзов, Москва, 1932 г.


С.П. Королёв в Доме-музее К.Э. Циолковского 15 сентября 1957 г.